Антитеррористическая комиссия Лебедянского района

Основные положения законодательства о противодействии терроризмуи ответственности за его нарушение

 

На протяжении ряда последних лет в стране продолжает оставаться высоким уровень террористической угрозы и количество совершаемых преступлений террористического характера. Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации его последствий определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму», терроризмом признается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий, таких, как причинение значительного материального ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

Террористическая деятельность включает в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

 

Террористическим актом признается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

 

При этом терроризм является крайней степенью проявления экстремизма, под которым понимается приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений, совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами. Среди таких проявлений можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследование инакомыслия. Однако экстремизм, как явление, вполне живуч и в государствах с демократическим устройством, включающим в себя многочисленные права и свободы.

Ответственность за преступления террористической направленности предусмотрена в ст. 205 УК РФ «Террористический акт», ст. 205.1 УК РФ «Содействие террористической деятельности», ст. 205.2 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма», ст. 205.3 УК РФ «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности», ст. 205.4 УК РФ «Организация террористического сообщества и участие в нем», ст. 205.5 УК РФ «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации», ст. 206 УК РФ «Захват заложника», ст. 208 УК РФ «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем», ст. 211 УК РФ «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава», ст. 277 УК РФ «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля», ст. 278 УК РФ «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти», ст. 279 УК РФ «Вооруженный мятеж», ст. 360 «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой».

За преступления террористической направленности предусмотрены наказания в виде лишения свободы вплоть до пожизненного заключения.

Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность по ст. 15.27 за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по ст.20.27 КоАП РФ за нарушение правового режима контртеррористической операции.

Федеральным законом от 05.05.2014 № 130-ФЗ КоАП РФ дополнен статьей 15.27.1, устанавливающей административную ответственность за оказание финансовой поддержки терроризму.

Вместе с тем противодействие терроризму и экстремизму – это не только ликвидация последствий данной деятельности, но и предупреждение таких явлений.

Концепцией противодействия терроризму в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористической посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения.

В соответствии с законом противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

В силу п. 7.1 части 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, кроме прочих, относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

В 2013 году закон дополнен положениями об обеспечении мер по территориальной обороне, предусматривающих, в том числе, мероприятия по охране и обороне важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, а также нормами по борьбе с незаконными вооруженными формированиями, выявлению, предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий их диверсионной, разведывательной и террористической деятельности.

Президентом Российской Федерации 23 июля 2013 года подписан Федеральный закон № 208-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов».

Указанным нормативным актом в целях расширения организационных полномочий, Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать обязательные для исполнения требования к антитеррористической защищенности объектов, порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов.

Соответствующие изменения затрагивает Федеральный закон «О транспортной безопасности» в части, касающейся установления требований по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Федеральным законом № 208-ФЗ расширен круг субъектов, непосредственно участвующих в противодействии терроризму. В отношении юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предусматривается обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

При этом положения Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применяются при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов.


Для террористических преступлений не существует сроков давности

 

Федеральным законом от 05.05.2014 N130-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что применение сроков давности к лицам, совершившим террористические преступления (теракт, содействие террористической деятельности, захват заложника и т.д.) не применяется. Какой бы срок не прошел с момента совершения таких преступлений - освобождения от уголовной ответственности не будет.

Поправки в УК РФ также запрещают назначать таким лицам более мягкое наказание, чем предусмотрено за соответствующее преступление (ст. 64 УК РФ), условное осуждение, а также предоставлять им отсрочку от отбывания наказания в связи с беременностью или наличием ребенка (ст. 82 УК РФ).

Максимальный срок лишения свободы, который может быть назначен за совершение террористических преступлений, составит 35 лет (по совокупности приговоров). Для всех иных преступлений максимальный срок лишения свободы по совокупности приговоров составляет 30 лет.

Совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма будет рассматриваться как отягчающее обстоятельство.

Также усилено наказание за совершение отдельных террористических преступлений. В частности, теперь за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ), организацию террористического сообщества и участие в нем (ст. 205.4 УК РФ) может быть назначено пожизненное лишение свободы.

Дополнением к ст. 212 УК РФ введена ответственность за прохождение обучения в целях организации массовых беспорядков с максимальным наказанием до 10 лет лишения свободы.

Теперь все дела о террористических преступлениях будут рассматриваться Московским и Северо-Кавказским окружными военными судами.


Противодействие терроризму: "пакет Яровой"

 

Скорректированы отдельные законодательные акты в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности.

В Законе о связи предусмотрено, что операторы связи обязаны хранить на территории России в течение 3 лет информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи.

Текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные сообщения при этом нужно будет хранить 6 месяцев. Данные будут предоставляться органам, осуществляющим ОРД или обеспечивающим безопасность государства.

Организаторы распространения информации в сети Интернет теперь обязаны хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информацию о самих пользователях в течение 1 года, а текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения пользователей сети Интернет - до 6 месяцев.

Если организатор распространения информации в сети Интернет использовал дополнительное кодирование электронных сообщений или такая возможность предоставлялась пользователям, то организатор обязан представлять информацию, необходимую для декодирования, в федеральный орган, обеспечивающий безопасность государства.

Установлена административная ответственность операторов связи за несоблюдение порядка идентификации абонентов, а также административная ответственность организаторов распространения информации в сети Интернет за не предоставление информации, необходимой для декодирования.

В Законе о транспортно-экспедиционной деятельности закреплено, что при заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации, после чего отразить ее в договоре. За невыполнение этих обязанностей установлена административная ответственность.


О противодействии терроризму.

В Российской Федерации на протяжении многих лет ведется борьба с таким явлением, как терроризм. Методы противодействия терроризму закреплены на законодательном уровне.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим данный вопрос, является Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму". Закон устанавливает правовую основу противодействия терроризму, его основные принципы, а также разъясняет важные понятия в этой сфере.

Под терроризмом понимаются идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Под террористической понимается деятельность, включающая в себя:

- организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

- подстрекательство к террористическому акту;

- организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре (согласно ст.208 УК РФ, п.23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» под незаконным вооруженным формированием следует понимать не предусмотренные федеральным законом объединение, отряд, дружину или иную вооруженную группу, созданные для реализации определенных целей (например, для совершения террористических актов, насильственного изменения основ конституционного строя территориальной целостности Российской Федерации));

- вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

- информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

- пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Аналогичное определение содержится в статье 205 УК РФ, предусматривающей санкции за совершение террористического акта вплоть до пожизненного лишения свободы.

Согласно п.2 постановления Пленума ВС РФ о преступлениях террористической направленности устрашающими население могут быть признаны такие действия, которые по своему характеру способны вызвать страх у людей за свою жизнь и здоровье, безопасность близких, сохранность имущества и т.п.

Согласно п.3 постановления Пленума ВС РФ о преступлениях террористической направленности под иными действиями, устрашающими население и создающими опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, следует понимать действия, сопоставимые по последствиям со взрывом или поджогом, например устройство аварий на объектах жизнеобеспечения; разрушение транспортных коммуникаций; заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности; вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов; захват и (или) разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений.

Как следует из преамбулы постановления Пленума ВС РФ о преступлениях террористической направленности, в целях уголовно-правового обеспечения противодействия терроризму и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за совершение преступлений террористической направленности, предусмотренных ст.ст. 205, 205.1-205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361.

Важно также отметить, что своевременное предупреждение органов власти или способствование предотвращению осуществления террористического акта другим способом является основанием для освобождения лица, участвовавшего в подготовке террористического акта, от уголовной ответственности при условии, что в его действиях не содержится иного состава преступления.

Перечень указанных составов преступлений террористической направленности с 20.07.2016 дополнился составом, предусмотренным статьей 205.6 УК РФ, - не сообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений террористической направленности (за исключением случаев, когда таким лицом является супруг или близкий родственник).


Информация по экстремизму и терроризму.

На сегодняшний день экстремизм и терроризм являются реальной угрозой национальной безопасности не только Российской Федерации, но и всему миру. Это исключительно общая опасность, которая способна разрушить любое стабильное общество.

Экстремизм - это термин, который в последнее время все чаще употребляется с экранов телевизоров, в социальных сетях, на учебе, работе в кругу друзей.

Экстремизм это не просто крайнее отрицание существующих устоев и порядков, но и, в какой-то мере, не осознанное стремление политических субъектов к изменению мироустройства и утверждению чего-либо нового.

Какими бы мотивами не руководствовались экстремисты, их основная цель дестабилизация социального и этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций, в ходе которых страдает общество.

Конституция Российской Федерации дает нам право на равенство.

Вне зависимости от своих религиозных убеждений, социального положения, национальности, пола, возраста, цвета кожи и политических взглядов каждый человек имеет одинаковые свободы и права, гарантированные государством. Это одно из главных принципов Конституции.

Любое покушение на эти свободы или любые попытки разжигания конфликтов на их основе имеют в нашей стране название экстремизм (статья 282 УК РФ). Если говорить кратко, то экстремизм - это разжигание ненависти и вражды, а также унижение достоинства другого человека.

Призыв к экстремизму и, в частности, призыв к насилию регламентируются не только статьей 282 Уголовного Кодекса Российской Федерации. В самом кодексе вопросы экстремизма отражены далее в ст. 282.1, ст. 282.2, ст. 282.3.

Определение терроризма представляется непростой задачей. Формы и методы террористической деятельности существенно менялись со временем. Это явление имеет устойчивую негативную оценку, что порождает произвольное толкование.

Сами террористы склонны называть себя солдатами, партизанами, диверсантами в тылу противника и т.д.

Терроризм - это политика, основанная на систематическом применении террора, определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, и/или иными формами противоправных насильственных действий.

Согласно ст.205 Уголовного Кодекса Российской Федерации террористический акт - это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях - наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.

Кроме того, следует отметить, что согласно квалификации данного преступного деяния и повлекшие последствия, срок лишения свободы может увеличиться, вплоть, до пожизненного заключения. В примечании к вышеуказанной статье следует, что лицо, учавствовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.


Профилактика экстремизма и терроризма.

Общие правила безопасности при угрозе террористического акта.

1. Всегда контролируйте ситуацию вокруг себя, особенно когда находитесь на объектах транспорта, культурно-развлекательных, спортивных и торговых центрах.

2. При обнаружении забытых вещей, не трогая их, сообщите об этом водителю, сотрудникам объекта, службы безопасности, органов полиции. Не пытайтесь заглянуть внутрь подозрительного пакета, коробки иного предмета.

3. Если вдруг началась активизация сил безопасности и правоохранительных органов, не проявляйте любопытства, идите в другую сторону, но не бегом, чтобы вас не приняли за противника.

4. При взрыве или начале стрельбы немедленно падайте на землю, лучше под прикрытие (торговая палатка, машина), накройте голову руками.

Случайно узнав о готовящемся теракте, немедленно сообщите об этом в правоохранительные органы.


Памятка экстремизму.

Уважаемые родители!

В современном мире часты случаи участия молодежи и несовершенно-летних в несанкционированных массовых акциях, шествиях, пикетированиях, направленных на дестабилизацию ситуации, разжигание межнациональных конфликтов.

Как показывает практика, наиболее часто в массовые мероприятия вовлекается молодежь, в том числе несовершеннолетние.

Помните, что участие в указанных массовых мероприятиях сопряжено с нарушением действующего в Российской Федерации законодательства, последствием чего может бить наступление административно и уголовно - правовых последствий.

Кроме того, Ваш ребенок может стать не только правонарушителем, но и оказаться невольной жертвой действий агрессивно настроенных лиц, провоцирующих граждан на совершение противоправных действий.

В связи с этим, настоятельно просим Вас усилить контроль за времяпровождением Ваших несовершеннолетних детей, исключить их возможное участие в указанных противоправных мероприятиях, провести с ними разъяснительные беседы.

В случае, если Вам стало известно о лицах, склоняющих Ваших детей к совершении противоправных действия, участию в массовых мероприятиях, призывающих к незаконным действиям, просим НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО сообщить по телефону 02 или 112.

Полезные ссылки скрыть

Противодействие коррупции
Здоровый регион
Администрация Липецкой области
Администрация Липецка
Госуслуги
Администрация г. Лебедянь
Генеральная прокуратура РФ
Прокуратура Липецкой области
Инвестиционный портал Липецкой области
Лебедянская межрайонная больница
ГТО
Главное управление МЧС РФ по Липецкой области
СОНКО
Центр гигиенического образования населения
Имущественная поддержка
Моногород
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РАЙОНА
Передача сообщений об отключениях электроэнергии
Сплошное наблюдение малого и среднего бизнеса
Кадровая потребность
Антитеррористическая комиссия Лебедянского района
Огонь - самая опасная стихия! Защитим себя от пожаров! Это должен знать каждый!
Все права защищены, 2018
Разработка сайта — Агентство "Отклик"