Право

Законопроект о масштабной реформе ОСАГО приняли с поправками на сложившуюся ситуацию

Законопроект о масштабной реформе ОСАГО приняли с поправками на сложившуюся ситуацию

Комитет Государственной думы по финансовому рынку рекомендовал депутатам принять изменения во втором чтении.

О том, что одобренный комитетом ГД по финансовому рынку вариант реформы ОСАГО значительно отличается от прежних версий, сообщает «Коммерсант». Издание отмечает, что нынешний вариант должен больше понравиться автовладельцам, однако вряд ли он устроит страховщиков.

Законопроект о масштабной реформе ОСАГО приняли с поправками на сложившуюся ситуацию

Документ предполагает, что физические лица (владельцы легковых ТС) по полису ОСАГО будут получать выплаты ущерба в виде ремонта.

Исключения останутся только для нескольких случаев, таких как получение увечья или отдалённость сервиса более чем 50 километров от места ДТП или жительства клиента.

При этом отмечается, что СТО потерпевший сможет выбирать либо из списка страховой компании, либо самостоятельно (свой выбор необходимо будет согласовать с СК).

Согласно нынешним поправкам, при ремонте по ОСАГО сервисным станциям запрещается пользоваться б/у или восстановленными деталями, то есть при натуральном возмещении ущерба не будет учитываться износ автомобиля. При этом ответственность за ремонт несёт страховщик; гарантия на слесарные работы составляет шесть месяцев, а на кузовные и лакокрасочные – один год.

Законопроект о масштабной реформе ОСАГО приняли с поправками на сложившуюся ситуацию

Клиенты страховых компаний при этом в суде смогут взыскать с компании утрату товарной стоимости автомобиля (УТС).

«Ситуация, при которой страховщики оплатят замену старых деталей автомобиля на новые, а потом получат требования недобросовестных юристов о выплате по утрате товарной стоимости, выглядит абсурдной», — комментирует исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.

Сообщается, что измененные нормы ФЗ об ОСАГО должны заработать весной 2017 года только для держателей новых договоров «автогражданки».

При этом ЦБ обещает составить список убыточных регионов, где натуральное возмещение ущерба начнёт действовать в том числе и для ранее купленных полисов.

Предположительно их насчитывается около трети от общего количества субъектов РФ. Второе чтение законопроекта должно пройти 10 марта.

Законопроект о масштабной реформе ОСАГО приняли с поправками на сложившуюся ситуацию

«С одной стороны, сделан некий шаг вперёд, — отметил президент РСА Игорь Юргенс, — создан заслон неправомерным действиям автоюристов.

Но, как всегда, во имя призрачных интересов народа законодатели не разобрались в мелких для потребителя, но важных для рынка деталях – УТС, ПВУ для коллективных ДТП [прямое возмещение убытков – примечание редакции] и прочем».

Он добавил, что страховщики предполагали соблюдение соглашения о том, что после запуска обязательных продаж электронных полисов ОСАГО,  ремонтная реформа будет одобрена. «В итоге получили не то и в иные сроки», — пояснил глава союза.

Осаго подорожает вслед за ростом выплат пострадавшим в авариях

Законопроект о масштабной реформе ОСАГО приняли с поправками на сложившуюся ситуацию

Сергей Бобылев / ТАСС

Минфин договорился с профильными ведомствами о ключевых изменениях системы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).

Они предусматривают повышение порога по выплатам за ущерб жизни и здоровью, а также запрещают учитывать возраст автомобиля при расчете компенсации, рассказали «Ведомостям» два близких к правительству источника.

По их словам, в окончательную редакцию законопроекта планируется внести два предложения, которые были в целом согласованы на совещании в министерстве 17 декабря, в котором участвовали представители Банка России, Российского союза автостраховщиков (РСА), МВД и Минтранса.

Первая инициатива – повысить лимит выплат за ущерб жизни и здоровью по ОСАГО в 4 раза с 500 000 до 2 млн руб., сообщили собеседники «Ведомостей».

Таким образом, планируется уравнять сумму максимального покрытия по автострахованию с другими видами аналогичных полисов, например ответственности перевозчиков.

Сейчас пострадавшему в результате аварии с автобусом или другим видом общественного транспорта выплачивают до 2 млн руб., а при аварии с обычным авто – лишь 500 000 руб.

Вторая инициатива – запретить страховым компаниям учитывать износ пострадавшего автомобиля при расчете выплаты на ремонт. Сейчас страховщики могут выплатить автовладельцам возмещение либо обеспечить восстановление поврежденного авто.

При ремонте износ не учитывается, но на него приходится не более 10–12% выплат по ОСАГО (оценка РСА). А сумма прямой компенсации зависит от года выпуска автомобиля. При денежной выплате страховщики могут удержать до 50% стоимости деталей подержанного авто.

Средний возраст автомобилей в России – почти 14 лет, сообщало в марте аналитическое агентство «Автостат».

Представитель ЦБ сказал, что 9 декабря руководство регулятора обсудило инициативы с представителями страхового сообщества. По мнению Банка России, изменения нужно проводить поэтапно, оценивая их влияние на стоимость страховки.

В Минфине не отрицают, что новация приведет к подорожанию полиса ОСАГО, но считают, что выгоды реформы гораздо выше эффекта изменения цены полиса. «По всем инициативам достигнут консенсус, – сообщил «Ведомостям» представитель Минфина. – Законопроект планируется подготовить в  2022 г.».

Инициативы направлены напрямую на рост выплат пострадавшим, подчеркивает представитель Минфина: «Мы ожидаем и роста премий по договорам ОСАГО (платы за страхование. – «Ведомости»). Насколько, каждая компания для себя определяет индивидуально».

«Ведомости» направили вопросы в Минтранс и МВД.

Ожидаемое увеличение выплат пострадавшим закономерно вызовет удорожание полисов ОСАГО, едины во мнении опрошенные «Ведомостями» страховые компании и эксперты.

Средняя цена полиса ОСАГО неизменна уже почти три года и за девять месяцев 2021 г. составила 5551 руб., отмечает РСА. При этом стоимость средней корзины запчастей выросла на 23%.

По данным ЦБ, страховщики за девять месяцев 2021 г. получили на 5% больше платы за страхование по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. – почти 172 млрд руб. против 163,7 млрд. При этом договоров ОСАГО за этот период заключено на 3% больше.

В январе – сентябре потерпевшим выплачено на 10% больше компенсаций, чем в аналогичном периоде 2020 г., – 102,6 млрд руб. против 97,3 млрд. Средняя выплата по ОСАГО составила 71 700 руб. по итогам девяти месяцев 2021 г.

В допандемийный 2019 год она составляла 68 600 руб.

ОСАГО не дорожало благодаря индивидуальному расчету тарифов – реформа обострила конкуренцию между страховщиками и они снизили тарифы для автовладельцев, которые не приносят убытки, пояснили в РСА. По итогам первого полугодия 2021 г. скидку за безаварийное вождение получило на 3,3 млн больше водителей, чем годом ранее.

Предыдущие этапы реформы в целом не привели к росту среднего тарифа по ОСАГО, отмечает замдиректора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алла Борисова.

По оценкам профессионального сообщества, каждая из двух инициатив приведет к повышению средней стоимости полиса автогражданки примерно на 1000 руб., сообщил представитель «Росгосстраха».

Наибольший вклад в рост цены внесет отказ от учета износа, добавил заместитель гендиректора СК «МАКС» Виктор Алексеев.

«Если страховщики перестанут учитывать возраст пострадавшего автомобиля при денежной выплате, это должно быть заложено в стоимость полиса», – предлагает заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов.

Средняя выплата по ОСАГО может вырасти на 20–50%, оценило «Сберстрахование». Группа страховых компаний «Югория» оценила возможный рост в 40%. По оценке «Югории», в случае отказа от учета износа полисы подорожают на 35%.

Оценки сильно варьируются, потому что страховщики провели расчеты на базе собственных портфелей, подчеркивает управляющий директор департамента страхования автотранспорта «Ренессанс страхования» Сергей Демидов. По его словам, точно оценить уровень подорожания ОСАГО можно только по данным всего рынка.

Без детальных параметров реформы сложно прогнозировать, насколько точно вырастут тарифы. Уже действует «достаточно большой коридор при выборе базовой ставки тарифа» и ЦБ его последовательно расширяет, отреагировал представитель Минфина.

Сейчас ведутся актуарные расчеты, чтобы определить, на сколько нужно расширить тарифный коридор, рассказал представитель РСА.

При выплате без учета износа важно не допустить необоснованного обогащения автовладельцев, считает директор департамента урегулирования убытков «Югории» Евгений Степанов. «Возместить ущерб – это привести автомобиль в состояние до повреждения, установить или выплатить стоимость равнозначной по сроку эксплуатации и состоянию детали», – пояснил он.

Отмена учета износа может привести к росту количества случаев ремонта от страховщика, указывает РСА.

Увеличение лимита выплат за ущерб жизни и здоровью страховщики полностью поддержали. Пороги были установлены давно, а медуслуги подорожали, отмечает Степанов.

Реформа ОСАГО началась на фоне убыточности этого обязательного продукта для ряда страховых компаний. Цена полиса стала индивидуальной для каждого водителя. Помимо базовой ставки, которую определяет страховщик в рамках установленного ЦБ диапазона, учитываются характеристики конкретного водителя: возраст, стаж, наличие аварий.

Новый подход позволил не перекладывать риски нарушителей на аккуратных водителей.В январе 2019 г. регулятор расширил тарифный коридор для базовой ставки страховки на 20% вверх и вниз. В результате вместо фиксированной ставки страховщики смогли выбирать значение в рамках предложенного диапазона.

Потом коридор расширили еще на 10% вверх и вниз, для легковых машин юрлиц – на 20%, а для такси – на 30%.Водителей разделили по стажу и возрасту на 58 категорий вместо прежних четырех – по-новому сформировался коэффициент возраста и стажа, влияющий на стоимость полиса. С апреля 2019 г.

изменился подход для расчета коэффициента бонус-малус, от которого зависят скидка за езду без аварий или надбавка за ДТП.

Помимо этого страховщикам разрешили самим определять дополнительные критерии, влияющие на цену ОСАГО, и публично их раскрывать. По закону страховщик вправе повысить стоимость полиса, если клиент неоднократно в течение года нарушал ПДД, лишался водительских прав, был наказан за пьяную езду, аварию со смертельным исходом или серьезными травмами, скрывался с места ДТП.

Повысить страховое покрытие нужно «как можно быстрее», согласился заместитель гендиректора по внешним связям «Ингосстраха» Илья Соломатин: «Несправедливо, что жизнь пострадавшего в общественном транспорте оценивается в 2 млн руб., а в обычной машине – в 4 раза меньше».

По его словам, повышение выплат не должно сильно ударить по страховым компаниям, так как львиную долю составляют выплаты за имущество.

Действительно, выплаты по жизни и здоровью составили всего 5% из общей суммы страховых выплат по ОСАГО, по последним данным ЦБ за девять месяцев 2021 г.

В то же время повышение страховой суммы, несомненно, привлечет мошенников, предупредил Алексеев из МАКС. Уже сейчас страховые компании сталкиваются с подделкой свидетельств о смерти, рассказал он: «Выдать перелом от простого падения за травму в ДТП никакого труда не стоит, но при этом выплата вырастет в разы».

Читайте также:  Исковое заявление о взыскании неустойки по алиментам: образец 2023

Еще одна инициатива, которая обсуждалась на совещании в Минфине, хотя и не была окончательно согласована, – это расширение доступа страховых агентов к базам данным, сообщил источник «Ведомостей».

Страхование физлиц по ОСАГО – агентский бизнес, существенная доля продаж происходит через агентов, рассказал Соломатин.

Многие агенты уже могут получать необходимую информацию напрямую из баз крупных страховщиков.

Скорее всего, речь идет о потенциальном доступе более широкого круга лиц к единой базе АИС ОСАГО РСА.

«Доступ к полной информации о водителе позволит сделать тарифы индивидуальными и устранить принцип региональной уравниловки – кто ездит хорошо, заплатит за полис ОСАГО меньше», – пояснил Соломатин.

Предложение нужно проработать с точки зрения защиты персональных данных страхователей, подчеркивает заместитель гендиректора «Сберстрахования» Александр Гогленков.

Что изменит новая реформа ОСАГО и кто от этого выиграет

Первый этап реформы стартовал в 2019 году. Тогда был расширен тарифный коридор, увеличено количество значений коэффициентов для водителей в зависимости от их стажа и возраста, изменена система расчёта коэффициента «бонус-малус».

Новые поправки продолжают тренд на индивидуализацию и направлены на установление более справедливых тарифов. Депутаты считают, что новшества ударят по кошелькам любителей слишком быстрой езды и других нарушителей правил дорожного движения. Аккуратным водителям обещаны скидки.

ЛИХАЧ ПЛАТИТ БОЛЬШЕ

Страховщики получат право повышать или уменьшать тариф в зависимости от того, насколько строго водитель соблюдает правила.

Водитель будет признан злостным нарушителем, если в течение года он неоднократно привлекался к административной ответственности за проезд на красный свет или запрещающий жест регулировщика, превышал скорость более чем на 60 километров в час, выезжал на встречную полосу или управлял автомобилем в состоянии опьянения.

Однако всё это учитывается, только если нарушения зафиксировал сотрудник ДПС. При этом максимальная страховая премия не может более чем в три раза превышать базовую ставку, помноженную на коэффициенты возраста и стажа водителя, аварийности и территории. Диапазон ставок тарифов будет зависеть и от назначения автомобиля (одно дело — для семейного пользования, другое — такси).

«Кто таксует, тот больше ездит по дорогам и больше попадает в ДТП. По справедливости, он должен платить больше», — объяснил один из авторов поправок, глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков.

КАБМИН ПОШЁЛ НА ПОПЯТНУЮ

Ранее предполагалось провести куда более кардинальную реформу «автогражданки». В первом варианте поправок правительство предлагало не только ввести фактор аккуратности вождения, но и увеличить в четыре раза лимит выплат — до двух миллионов рублей — за причинение вреда жизни и здоровью граждан, попавших в ДТП.

Было также предложено отказаться от коэффициентов мощности и территории, ещё раз расширить тарифный коридор. Но в Госдуме настояли на том, что такие преобразования привели бы к удорожанию всех полисов не менее чем на 15 %.

В правительстве в итоге согласились с этими доводами и отозвали свой законопроект, поддержав депутатскую версию.

В своём заключении кабмин отметил, что принятый Госдумой законопроект позволит реализовать потенциал применения скидок и надбавок в зависимости от аварийности вождения, а также создаст стимулы к повышению безопасности дорожного движения.

Документ также поддержал Общероссийский народный фронт (ОНФ).

Недопустимо, когда нарушитель с сотней штрафов, виновник нескольких аварий платит столько же, сколько добропорядочный и аккуратный пенсионер, заявила журналистам руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Евгения Лазарева.

«Для условной Мары Багдасарян полис ОСАГО должен стать в 10 раз выше. Эти экономические последствия вполне способны дисциплинировать водителей, пренебрегающих правилами», — считает она.

Законопроект о масштабной реформе ОСАГО приняли с поправками на сложившуюся ситуацию

О ВЛИЯНИИ ЦЕНЫ

Что будет с ценами на полисы вследствие принятия законопроекта в «щадящем» виде? В Госдуме не ожидают подорожания и даже анонсировали снижение средней цены «автогражданки».

Как отметил на заседании нижней палаты парламента член комитета Госдумы по финансовому рынку Алексей Изотов, с января 2019 года (старта первого этапа реформы ОСАГО) средняя стоимость полиса в стране снизилась на 5,3 % по всем автомобилям. И этот тренд продолжится, ожидают депутаты.

Впрочем, ослабление рубля и удорожание запчастей может подтолкнуть страховые компании к тому, чтобы установить тарифы по верхней границе ценового коридора Банка России.

К тому же рамки могут расширить из-за распространения коронавируса. Всероссийский союз страховщиков уже предложил Банку России увеличить тарифный коридор в ОСАГО по крайней мере на 10 % вверх и вниз, чтобы компенсировать рост цен на восстановительный ремонт автомобилей на фоне изменения курса валют.

Подорожает ли ОСАГО для неаккуратных водителей? Доля лихачей, по данным комитета ГД по финрынку, — 15 %. Таким водителям депутаты посоветовали приготовиться к подорожанию полиса, а лучше — сменить стратегию вождения.

Однако очевидно, что далеко не всех лихачей поймают без помощи камер.

«Пока остаётся неясным, как именно будут выявляться системные нарушители ПДД, ведь причиной для увеличения стоимости ОСАГО могут служить лишь постановления, вынесенные инспектором ГИБДД, — констатировал автоэксперт Алексей Тузов.

— С учётом того, что на сегодняшний день более 80 % штрафов выписывается на основании камер фото- и видео-фиксации, то, по моему мнению, результат от реформы ОСАГО будет заметен не очень скоро».

Водителям, которые единожды нарушили одно из правил, не грозит увеличение расходов на полис, отметил директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Мольков.

«Стоимость ОСАГО вырастет, если автомобилист неоднократно совершит выезд на встречную полосу, превысит скорость более чем на 60 км/ч, проедет на красный свет или сядет за руль в состоянии алкогольного опьянения, — напомнил он.

— Однако даже для постоянных нарушителей ПДД стоимость полиса не должна превышать трёхкратного значения страхового тарифа, включающего в себя все коэффициенты — территориальный, возраст-стаж, мощность мотора.

Эксперт, кроме того, назвал логичным введение тарифных коэффициентов по назначению автомобиля. «Расчёты проводились на основе статистики дорожно-транспортных происшествий, поэтому, например, для авто с прицепом надбавка к стоимости полиса может составить 16—25 % от базового тарифа, так как ДТП с его участием чревато большим ущербом», — отметил Мольков.

«Для нас, как для юридического лица, этот законопроект сулит только повышение стоимости, — прокомментировал руководитель диспетчерской службы компании «Дентро» Дмитрий Реднев.

— Оформление ОСАГО у нас происходит без привязки к конкретному водителю, поэтому регулировать, кто будет управлять транспортным средством, по критерию «хороший» водитель или «лихач», мы вынуждены самостоятельно.

Своих лихачей мы контролируем сами, силами спецотдела, который следит за стилем управления, поведением на дороге, топливной экономичностью и т. п. Весь наш парк — это коммерческий транспорт, страховка которого априори будет дороже, нежели автомобиль для семейного пользования».

ДИСКУССИЯ НЕ ОКОНЧЕНА

Приведёт ли принятие законопроекта к повышению безопасности на трассах?

«Более 15 % автомобилистов России — любители быстрой езды, поэтому законопроект разработан в качестве превентивной меры нарушений на дорогах, — подтвердил представитель «АвтоСпецЦентра». — Перспектива платить по 25 000 рублей за полис ОСАГО каждый год должна стать действенным стимулом к соблюдению правил».

Угроза роста цены страховки примерно втрое поможет повысить уровень безопасности на российских дорогах, согласен Алексей Тузов.

А вот директор аналитического отдела Roskbm.ru Алексей Багамутов настроен скептично: по его оценке, ждать резкого снижения числа нарушений не стоит.

«Если человек часто попадает в ДТП, есть вероятность, что он продолжит платить высокую цену за машину, а также будет оформлять новый полис не на себя, а на другого человека, и суммировать его, например, с водителем-пенсионером», — объяснил он.

Эксперт посоветовал законодателям продумать меры, чтобы нововведениями такие автомобилисты не воспользовались для получения своей выгоды.

Поправки в ОСАГО правильные, но это полумеры, считает координатор движения «Синие ведёрки» Петр Шкуматов. Правительственный законопроект, который впоследствии был отозван, давал рынку больше возможностей, считает он.

В частности, убрали увеличение возмещения по жизни и здоровью. «Я напомню, что сотни тысяч человек ежегодно получают травмы в ДТП, и им надо восстанавливаться. Да, есть бесплатная медицина, но не все процедуры входят в ОМС», — отметил Шкуматов.

При этом эксперт выразил надежду, что тренд на персонализацию продолжится. «ОСАГО нужно активнее идти к персонализации полиса, — отметил он, — отходить от оценки автомобиля и перейти на продажу полисов водителям. Потому что именно от людей зависит создание рисковых ситуаций на дороге».

Впрочем, власти ещё могут вернуться к радикальным преобразованиям. По словам зампреда Банка России Владимира Чистюхина, дискуссия по реформе «автогражданки» не окончена и не закрыта.

«Сначала мы примем закон с изменениями в ОСАГО, посмотрим, как он работает, как установится тарификация, — объяснил он.

— После этого можно будет начать обсуждение изменений, которые были предложены правительством и отложены законодателями».

Новые правила ОСАГО 2021 — реформа ОСАГО, страховка подорожала, последние новости

2021 год стал годом реформирования системы ОСАГО, изменения следуют за изменениями. Не все водители успевают следить за новостями, мы собрали последние нововведения и постарались обозначить основные проблемы по ОСАГО в 2021 году.

  1. С какими проблемами по осаго можно столкнуться в 2021
  2. Обзор нововведений по ОСАГО
    1. Повышенные тарифы для нарушителей
    2. Новые правила техосмотра
    3. Новые причины отказа в выплате
    4. Штрафы с камер
    5. Электронные приложения
    6. Другие изменения
  3. Ответы на вопросы
  4. Подведем итоги

С какими проблемами по осаго можно столкнуться в 2021

Проблем с автогражданкой в 2021 году не стало меньше. Как и прежде у водителей возникают трудности с оформлением е-ОСАГО, занижением выплаты страхового возмещения при ДТП. Страховые компании находят новые причины, чтобы максимально снизить возмещение или отказать пострадавшему.

Дополнительно увеличивается стоимость полиса для молодых водителей, произошли изменения в базовых тарифах, планируется увеличение штрафов как за отсутствие полиса ОСАГО, так и за нарушение правил дорожного движения.

Обзор нововведений по ОСАГО

Нововведения по ОСАГО в 2021 году коснулись не только изменения стоимости страховки, принципов расчета цены полиса, но и правил техосмотра, запуска новых электронных приложений.

Повышенные тарифы для нарушителей

Изменился расчет коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь учитывается возраст, стаж водителя, количество ДТП, в которых он был виновником, а также число грубых нарушений ПДД.

Например, лишение прав за езду в алкогольном опьянении, при проезде на запрещающий сигнал светофора, превышение максимально разрешенной скорости, выезде на встречную полосу.

На коэффициент оказывают влияние только повторные нарушения, которые официально зафиксированы.

Таким образом, для безответственных водителей стоимость ОСАГО будет выше.

Читайте также:  ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ ПО НОВЫМ ИЛИ ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ

В 2021 году РСА утвердил перечень коэффициентов, повышающих стоимость ОСАГО для нарушителей в зависимости от количества правонарушений из расчета за год:

  • 4 и менее – 1,0;
  • 5-9 – 1,86;
  • 10 и более – 3,0.

Нарушения считаются за предыдущий год. Получается, что полис для нарушителей стал дороже в 2–3 раза.

Новые правила техосмотра

Правила прохождения техосмотра в 2021 году пересматривались уже не один раз. Планировалось, что с марта водители на ТС без техосмотра должны платить штраф. Для его прохождения был необходим осмотр транспортного средства. Затем, из-за неготовности пунктов ТО к работе в новых условиях, требования изменились.

Согласно новому порядку с 22 августа 2021 года купить полис ОСАГО для легковых автомобилей можно будет со старой диагностической картой.

Срок действия диагностических карт дополнительно продлен пока на 6 месяцев, т. е. минимально до октября 2021 г.

Тем, кто оформит полис ОСАГО в период действия моратория, будет дан месяц (до ноября 2021) на прохождение техосмотра и получение диагностической карты.

Штрафные санкции за отсутствие техосмотра будут применяться с марта 2022 г.

Новые причины отказа в выплате

В соответствии с новыми правилами ОСАГО 2021 г. обоснованные причины для отказа в выплате не изменились. Все они указаны в документах страхования.

Среди уловок страховых компаний, при попытках отказать в выплате, есть следующие:

  • Виновник находился в алкогольном опьянении;
  • Он скрылся с места происшествия;
  • Не вписан в полис;
  • У него не было водительских прав.

Все они незаконные и оспариваются в суде.

Штрафы с камер

Идея выписывать штрафы за отсутствие полиса ОСАГО по камерам фотофиксации возникла несколько лет назад. Планировалось, что транспортные средства, попавшие объектив камеры, будут автоматически проверяться через базы СРА. Если выявлено отсутствие полиса ОСАГО, система сформирует штраф и отправит его виновнику. В принципе так сегодня и происходит при фиксации нарушения ПДД.

Пока такая схема пока была применена в качестве эксперимента в Москве в 2019 году. Транспортные средства без ОСАГО выявить получилось. Штрафы им не выписывали, только информировали владельцев.

Пока официальная информация о том, когда эта схема заработает по всей стране отсутствует.

Электронные приложения

Запускаются новые электронные приложения, которые позволяют упростить процедуру подачи заявления на компенсацию и получения выплат.

Например, приложение помощник ОСАГО, предназначенное, чтобы оформить извещение о ДТП (европротокола) в упрощенном виде.

Через него можно сфотографировать ДТП и полученные повреждения, система определит координаты происшествия и передаст информацию страховщику.

Планируется к запуску электронное приложение «Госуслуги. Авто» для пользователей портала.

Другие изменения

Снизилась стоимость коэффициента города. В зависимости от величины населенного пункта применяются разные тарифы.

Увеличивается стоимость ОСАГО для водителей младше 22 лет, если у них нет водительского стажа от 3 лет. Также стал дороже неограниченный полис.

С 01.03.2022 года будет взиматься штраф за отсутствие диагностической карты в размере 2 тыс. руб.

Планируется увеличение размера штрафов за езду без ОСАГО и за нарушения ПДД. Уровень выплат по ОСАГО увеличился, т. к. выросли цены на работы и запчасти к ТС.

Начиная с 2021 года введены новые бланки полисов с дополнительными мерами защиты.

Ответы на вопросы

В 2021 году страховка ОСАГО стала дороже? Стоимость полиса стала дороже, чем в прошлом году для отдельных категорий водителей.
Как изменились базовые тарифы для легковых автомобилей физических лиц в 2021 году? Базовый тариф 2021 г.: 2471–5436 руб., в прошлом году он был 2746–4942 руб.

Подведем итоги

В 2021 году уже вступили в силу и еще планируются к введению ряд новых правил и инструментов по ОСАГО. Часть из них приведет к упрощению оформления полисов и получению выплат, но другая часть ужесточает меры для незаконопослушных водителей:

  • Работают мобильные приложения для упрощения фиксации ДТП.
  • Нарушители будут платить за ОСАГО больше.
  • Величина штрафа за отсутствие полиса не изменилась.
  • До октября месяца для оформления ОСАГО не нужна диагностическая карта.
  • Пока система автоматического определения отсутствия полиса по фиксации камер видеонаблюдения не применяется.

Принят закон о либерализации тарифов ОСАГО

Сегодня президент РФ Владимир Путин подписал долгожданные поправки к Закону об ОСАГО, кардинально реформирующие тарифную систему автогражданки. Либерализацию тарифов обсуждали и дорабатывали четыре года, за это время законопроект был переписан бессчетное количество раз, а в итоге тариф ОСАГО должен стать индивидуальным для каждого клиента.

Теперь базовая ставка тарифа (в пределах установленного Центробанком коридора) будет зависеть не от прописки собственника машины, а от наличия штрафов за грубые нарушения (проезд на красный, выезд на встречку, превышение более чем на 60 км/ч, ДТП с пострадавшими) у страхователя или допущенных водителей, использования прицепа (только для юрлиц) и, как сказано в Законе, «иных факторов, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Какими будут эти иные факторы, должен установить Банк России. Страховщики смогут (или не смогут) применять их самостоятельно для определения базового тарифа.

Это может быть место жительства, возраст, стаж, пол или семейное положение водителей, цвет автомобиля, наличие у него системы автоторможения (если машины с такой электроникой будут получать более дешевый тариф ОСАГО, это будет справедливо) и много чего еще.

Использовать для оценки тарифа национальность, вероисповедание или цвет кожи, скорее всего, запретят. Но пока все это лишь предположения.

Факторы, влияющие на базовую ставку, будут устанавливать в страховых компаниях на основе публичных методик, согласованных с ЦБ, и в каждой фирме они могут быть свои. В итоге страховщики смогут устанавливать для водителей индивидуальные параметры, как делают это при страховании Каско, что должно обострить конкуренцию на рынке.

Кроме того, произошли изменения в применяемых коэффициентах ОСАГО. Коэффициент мощности превратится в коэффициент технических характеристик, ведь кроссовер со 150-сильным мотором потенциально безопаснее легкого хэтчбека такой же мощности.

Хотя пока неизвестно, какие именно технические характеристики будут рассматриваться. Одновременно ликвидированы коэффициенты возраста и стажа водителей, коэффициент за использование прицепа и фактически не применяемый коэффициент наказания.

Также пересмотрено ограничение максимальной стоимости полиса.

Поправки к Закону об ОСАГО вступят в силу 24 августа 2020 года, к этому времени Банк России должен подготовить указание, устанавливающее окончательные тарифные факторы и коэффициенты.

Основной вопрос — как изменятся цены на ОСАГО? Как уверяют страховщики, для многих водителей полис не подорожает и даже станет чуть дешевле, а вдобавок не будет проблем с покупкой полиса и получением выплат (они пока не меняются).

Поскольку страховщики смогут устанавливать собственные тарифные факторы, клиентам будет интересно выбирать страховщика под себя, просматривая предложения разных компаний.

Как следствие, должны получить развитие продажи полисов через брокерские сайты, которые подбирают для водителей предложения по лучшим полисам. Для этого не так давно разрешили продажи электронного полиса ОСАГО (Е-ОСАГО) через агентов и брокеров.

Но и это еще не все! Из-за пандемии коронавируса Закон официально разрешил до 30 сентября 2020 года заключать договор ОСАГО без предоставления диагностической карты техосмотра.

Хотя все же надо будет пройти его и предоставить карту в страховую компанию в течение месяца после снятия ограничений, но не позднее 31 октября.

Если после этой даты произойдет ДТП и водитель не предоставит диагностическую карту страховщику, тот получит право взыскать выплату с виновника.

Autonews перечислил 6 важных изменений для водителей в РФ в апреле 2022 года

На фоне экономической ситуации, перемены как финансовом, так и регуляторном, плане неизбежны

«Водителей ждут сезонные события и масштабные изменения в ОСАГО», — Autonews.

Российские водители вынуждены отслеживать все изменения в законодательстве и правилах, чтобы случайно не оказаться в опасной ситуации. Как стало известно «Max-Cars», в апреле 2022 года можно выделить шесть основных изменений. Некоторые связаны с сезоном, другие – с экономической ситуацией в России.

Дальше речь пойдет об:

  • изменении расчета стоимости ОСАГО,
  • запрете дорогих машин из Японии,
  • новых справочниках на запчасти для ремонта по КАСКО и ОСАГО,
  • причинах для роста цен на ОСАГО,
  • рейдах ГИБДД по техосмотру,
  • смене резины на летнюю.

С 1 апреля в России начинают действовать новые коэффициенты «бонус-малус». Теперь страховые компании могут устанавливать его в большем коридоре. Например, минимальный коэффициент раньше был 0,5.

Теперь он может быть 0,46. То есть, аккуратные водители смогут платить меньше. Максимальный тоже изменился. Если раньше это было 2,45, то теперь 3,92.

Ожидается, что цена полиса может снизиться на 8% для безаварийного водителя.

Несмотря на КБМ, полисы ОСАГО могут подорожать из-за роста цен на запчасти. Пока базовую ставку менять не планируют, хотя это не исключается. Базовая ставка для легковой машины сегодня в коридоре от 2224 до 5980 рублей. Вероятно, пока страховые компании могут использовать максимально допустимую ставку. Хотя компаниям уже разрешили менять тарифы когда им угодно.

Что касается справочников по запчастям, которые используются для ремонта, то в них еще не учли последнее резкое подорожание. В апреле документ должен быть доработан. Но пока РСА советует водителям выбирать ремонт, а не деньги. Иначе есть риск получить сумму, которой не хватит на ремонт.

В апреле ГИБДД планирует проводить рейды «Технический осмотр». В рамках этих рейдов будет проверяться не только наличие пройденного техосмотра, если это было нужно для конкретной машины, но и состояние автомобиля.

Читайте также:  Можно ли через 23 года обжаловать уголовное дело?

Если визуально будут замечены неисправности, с которыми запрещено ездить, у водителя потребуют устранить неисправность и пройти ТО. Если этого не сделать, можно получить штраф 2 тысячи рублей.

Как и за отсутствие ТО, когда водитель должен был его пройти.

Среди экономических изменений вероятное исчезновение машин из Японии дороже 49,2 тысячи долларов. Речь не только об Infiniti и Lexus, но и о Toyota Land Cruiser. Могут исчезнуть мотоциклы дороже 4,9 тысячи долларов. Решение о запрете на экспорт было принято властями Японии.

Ну и не забываем, что на улице скоро потеплеет. Нужно менять резину с зимней на летнюю. Делать это стоит, когда среднесуточная температура будет 5-7 градусов Цельсия. Не максимальная, а среднесуточная. Чтобы ночью не было больше морозов.

Петр Шкуматов: чем плох новый законопроект по реформе ОСАГО

Госдума готовится начать реформу системы обязательного страхования, изъяв из закона три важных пункта.

О законопроекте, который готовится в недрах Госдумы написал в своём блоге общественный деятель Пётр Шкуматов.

Пришли печальные новости по реформе ОСАГО, говорят, что в законе не будет трёх очень важных и давно ожидаемых изменений:

  1. Увеличение возмещения по жизни/здоровью до 2 млн рублей;
  2. Отмена коэффициента территории;
  3. Ввод персонального коэффициента, позволяющего предоставить индивидуальный тариф по ОСАГО на основании статистики нарушений ПДД.

Давайте пройду по пунктам, почему это очень плохо.

Если вы помните, то в прошлом году Конституционный суд вынес решение, согласно которому весь ущерб, который не возмещён полисом ОСАГО, возмещает из своих средств причинитель вреда. То есть виновник ДТП.

Как вы помните, ОСАГО вводилось для того, чтобы минимизировать ситуации, когда вы стали виновником аварии, а денег у вас нет, чтобы возместить ущерб.

Худо бедно эта система свою функцию выполняла, но сейчас ситуация поменялась.

Во-первых, суды начали оценивать жизнь (если вы стали виновником смертельного ДТП) в 2 млн рублей в среднем. А покрытие по ОСАГО всего 500 тысяч. Это означает, что 1,5 миллиона рублей, если что, вы будете выплачивать из своего кармана. У вас есть «аварийные» полтора миллиона? У меня нет.

Ну и не забывайте, что вы сначала отсидите в тюрьме годика два-три, а потом выйдете на свободу не только с чистой совестью, но и с колоссальным долгом, который втопчет вас в социальное дно.

Поэтому увеличение возмещения по жизни/здоровью обязательно должно быть увеличено до установившейся судебной практики, иначе будет вот так, как я описал.

Во-вторых, коэффициент территории уже давно устарел и не выполняет своей функции. Например, в Москве цена полиса примерно в 2 раза выше, чем она могла бы быть, исходя из средней аварийности в регионе. Почему москвичи платят два конца? Я не понимаю.

В то же самое время джигиты из некоторых регионов ни в чем себе не отказывают и платят в 3-4 раза меньше, чем причиняют убытков на дорогах. В результате выходит, что москвичи спонсируют коллективную региональную «Мару Багдасарян», чтобы она могла продолжать ездить как хочет.

Это однозначно несправедливо.

В-третьих, есть люди, которые хорошо известны страховым компаниям (бигдату никто не отменял), которые входят в группу с наименьшим риском на дорогах. Эти люди платят за ОСАГО наравне со всеми, хотя страховщики и рады бы предложить им пониженный тариф, но индивидуально.

Вообще смысл страхования в расчете рисков по группам, а размер группы в последнее время уменьшается по причине развития информационных технологий, бигдаты и нейронных сетей. Это естественный процесс.

Но вот что могут сделать страховщики с этими данными, если в законе ОСАГО прописана жесткая формула расчета стоимости? И тот же тарифный коридор действует для всего региона в среднем, а не индивидуально. И здесь тоже надо двигаться в сторону индивидуализации ОСАГО, а то что мы видим сейчас, это, увы, большой шаг назад.

В общем, искренне надеюсь, что это пока дым без огня, скоро будут слушания в Госдуме, надеюсь там эти поправки отстоим.

Реформа ОСАГО: каких сюрпризов ждать автолюбителям

Российских автовладельцев в ближайшее время ждут перемены в нормах ОСАГО, в конце сентября ЦБ согласовал с Минфином окончательный вариант реформы автострахования, в ближайшее время поправки в закон об ОСАГО рассмотрит Госдума. Что изменится для водителей после реформы, и стоит ли готовиться к росту тарифов, РИАМО рассказали эксперты.

Натуральный расчет

Реформирование ОСАГО будет проходить в два этапа. Первый пакет поправок рассмотрят в Госдуме уже этой осенью. Основной акцент сделан на введении «натурального» возмещения вместо денежной компенсации.

В случае принятия поправок страховые компании получат право самостоятельно выбрать форму выплаты для пострадавшего автовладельца.

По прогнозам Минфина, более 90% выплат в ОСАГО будут производиться не в деньгах, а в виде ремонта.

Выгода «натурального расчета» для страховщиков очевидна: страховая компания получает иммунитет от махинаций и недобросовестных автоюристов. Выгоды же автовладельцев, по мнению экспертов, сомнительны.

«Когда гражданин покупает полис, а страховая компания его продает, подразумевается, что обе стороны равны. Поправки сводят на нет это равенство. Отныне страховая компания будет решать, возместить ущерб автовладельцу деньгами или ремонтом.

Банк России рассказал, как купить полис ОСАГО не выходя из дома>>

В результате автовладелец не сможет ни выбрать запчасти на свое усмотрение, ни проконтролировать качество ремонтных работ. А если ремонт будет сделан тяп-ляп — ходи и судись?», — говорит вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский.

По его мнению, ОСАГО становится просто грабительской, поэтому ее вообще следует отменить.

Член координационного совета Федерации автовладельцев России Сергей Канаев также прогнозирует, что страховщики будут диктовать свои условия, не оставляя выбора автовладельцу.

«После принятия поправок у автовладельцев не останется выбора. В результате, они лишатся защиты автоюристов, которые на сегодняшний день могут требовать дополнительных денежных выплат в случае, если автостраховщик их занижает», — комментирует ситуацию эксперт.

В свою очередь, в страховой компании «РЕСО-Гарантия» заверили, что автовладельцам опасаться нечего.

«Натуральное возмещение убытков в ОСАГО помогает избежать споров между клиентом и страховщиком относительно размеров страхового возмещения. Клиент в короткие сроки получает отремонтированный квалифицированными специалистами автомобиль», — сказал РИАМО заместитель начальника Управления методологии обязательных и массовых страховых продуктов «РЕСО-Гарантия» Марина Щукина.

По ее словам, проект натурального урегулирования по ОСАГО был запущен в РЕСО в середине 2015 года, и сегодня уже более 20% клиентов выбирают возмещение в форме ремонта. А поправки в закон об ОСАГО сделают схему регулирования убытков еще удобнее для страхователей, так как им больше не придется доплачивать страховой компании за износ детали или замену старой детали на новую.

«Если клиент по каким-либо причинам недоволен качеством ремонта, он всегда может обратиться к страховщику, который, в свою очередь, поможет ему добиться бесплатного устранения всех дефектов. Поэтому этот проект изменений исключительно привлекателен для автовладельцев», — уверяет специалист.

Возможность использования при ремонте автомобилей по страховке б/у запчастей — еще один момент, который беспокоит экспертов. Так, в Федерации автовладельцев России считают, что это негативным образом отразится на качестве ремонта автомобилей, так как страховщики, по расчетам Канаева, смогут ставить бывшие в употреблении детали везде, где только можно.

ЦБ требует от страховых компаний решить проблему доступности ОСАГО в регионах>>

«Срежут с одной машины ржавое крыло, подрихтуют и на другую поставят. А мы даже знать не будем, что именно нам установили», — опасается лидер Движения автомобилистов России.

Впрочем, согласно новым поправкам, самим страховщикам будет невыгоден некачественный ремонт.

Неоднократное невыполнение обязательств по ремонту транспортных средств, зафиксированные Банком России, будут чреваты для компании лишением права предоставлять «натуральное» возмещение ущерба до одного года.

Кроме того, ожидается, что к станциям техобслуживания будут предъявляться самые жесткие требования по качеству работ. А также их обяжут давать гарантию на свою работу.

Три ОСАГО — на выбор

© РИАМО,   Николай Корешков

Позднее будет рассмотрен второй блок поправок в закон об ОСАГО. Ожидается, что в 2017 году будет принято решение о разделении полисов на три категории, что потребует пересмотра тарифов.

По мнению начальника отдела методологии автострахования АО «СОГАЗ» Юрия Горцакаляна, разделение обязательного автострахования на три уровня — «эконом», «стандарт» и «премиум» —пока неактуально, поскольку ОСАГО — это обязательный вид страхования, поэтому условия для всех автовладельцев должны быть единые.

«Что касается увеличения лимита страхового покрытия, как аналога добровольного страхования ДСАГО, то хочу заметить, что в целом ДСАГО не пользовалось повышенной популярностью у автовладельцев. А на сегодняшний день в связи с высокой долей мошенничества в этом виде страхования многие страховщики вовсе отказались от продаж расширенной «автогражданки», сказал Горцакалян.

Порядка миллиона страховых полисов ОСАГО в России являются поддельными>>

«Появление „премиального“ варианта ОСАГО вряд ли вызовет интерес со стороны страховщиков, поскольку его продажи могут привести к дальнейшему росту убыточности», — отмечает эксперт.

Ждать ли роста тарифов

© РИАМО,   Николай Корешков

Как заявили ранее в Минфине, в ближайшие годы правительство РФ перестанет регулировать тарифы по обязательным видам страхования и отпустит их в «свободное плавание». В Федерации автовладельцев России предупреждают, что такой вариант развития событий выгоден страховым компаниям, поэтому они будут всячески лоббировать свободные тарифы.

«Сегодня тарифы контролируются правительством, и страховщикам это очень не нравится. Они стремятся перейти к системе ОСАГО, которая была частью КАСКО.

Так как автострахование у нас является обязательным, у автовладельцев не останется выбора: они будут вынуждены платить столько, сколько захотят страховщики. Этого нельзя допустить.

Если страховщики хотят свободных тарифов, тогда и страхование должно быть добровольным, как это сделано в других странах мира», — считает Канаев.

В свою очередь, в «РЕСО-Гарантия» говорят, что поправки в закон об ОСАГО не повлияют на расчет страховой премии по договорам КАСКО, так как тарификация по таким договорам определяется каждым страховщиком индивидуально.

«Законопроект предполагает поправки, исключающие применение коэффициента мощности транспортного средства при расчете страховой премии по ОСАГО.

Предполагается изменение тарифной сетки коэффициента за стаж и возраст водителей, допущенных к управлению ТС, и изменение порядка определения коэффициента территории. Но преждевременно говорить о том, будут ли учтены данные предложения и в каком виде.

В этом году внесение изменений в закон об ОСАГО в отношении порядка расчета страховой премии не ожидается», — пояснила представитель компании.

Как получить водительские права: новые правила>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *