Какой штраф ГИБДД за фаркоп в 2023 году и как его оформлять
Любое установленное на автомобиле дополнительное оборудование должно пройти проверку на соответствие требованиям безопасности движения. Без этого ездить с ним нельзя. Данное правило распространяется и на тягово-сцепное устройство (ТСУ) или фаркоп.
Что такое фаркоп
Фаркоп – это приспособление для буксировки прицепа. Состоит из 2 частей:
- прочной балки, прикрученной к силовым элементам кузова машины – лонжеронам или раме;
- крюка с шаром на конце (сцепного шарового узла или СШУ).
На шар надевают сцепную головку дышла прицепа.
ПДД запрещают эксплуатацию автомобиля с установленным СШУ, но без прицепа. Причина: крюк выходит за габариты транспортного средства, что может привести к аварийной ситуации.
Закон о фаркопах
Отдельного закона об эксплуатации ТСУ не существует. При рассмотрении вопросов, связанных с техническим оснащением автомобиля, сотрудники службы ГИБДД руководствуются документом ТР ТС №018/2011 (Регламент Таможенного Союза). Он посвящен безопасности колесного транспорта.
В документе перечислены условия, при которых допускается эксплуатация автомобиля. Если они не соблюдены, предписано сделать следующее:
- подвергнуть автомобиль испытаниям в сертифицированной лаборатории на предмет соответствия нормам безопасности движения;
- зарегистрировать в ГИБДД все изменения в конструкции машины, приведшие к нарушению условий Регламента.
Категория прав для машины с фаркопом
Чтобы определить, какая требуется категория прав для управления автопоездом, нужно знать следующие данные:
- разрешенную максимальную массу автомобиля – указана в свидетельстве о регистрации;
- разрешенную максимальную массу прицепа (сокращенно – полную массу) – приведена в паспорте изделия.
В зависимости от полной массы прицепы делят на категории:
- 1 (легковые) – до 750 кг;
- О2 – от 750 до 3500 кг;
- О3 – от 3500 до 10 000 кг;
- О4 – более 10 000 кг.
В соответствии с ПДД, категория B позволяет управлять машиной или автопоездом общей массой до 3500 кг. Следовательно, ее достаточно для всех прицепов 1-го типа. То же относится к категориям C, C1, D и D1.
Для буксировки прицепа типа О2 нужна подкатегория E. Для категорий B, C1 и D1 введены исключения: если сумма разрешенных максимальных масс автомобиля и прицепа не превышает установленных для данных категорий пределов (для B – 3500 кг), подкатегория E не нужна. Это при условии, что полная масса прицепа не превышает массу машины без нагрузки.
Прицепы типа О3 и О4 с категорией B возить запрещено. Для всех прочих нужна подкатегория E. При этом для C1E и D1E максимально допустимая общая масса автопоезда составляет 12 000 кг, полная масса прицепа не может превышать массу автомобиля без нагрузки.
Какие документы нужны на фаркоп
Если условия ТР ТС 018/2011 соблюдены и ТСУ не требует регистрации, водителю достаточно иметь при себе следующие документы:
- технический паспорт фаркопа с отметкой о его установке в авторизованном сервисном центре;
- акт выполненных работ или подтверждение оплаты услуги – чек либо накладная;
- копии сертификата соответствия изделия отечественным стандартам.
Если ТСУ требованиям ТР ТС не соответствует, понадобится следующее:
- ПТС с отметкой о регистрации фаркопа;
- Свидетельство о соответствии конструкции машины требованиям в части безопасности (ССКТС).
Какой штраф за фаркоп без документов
За эксплуатацию автомобиля с ТСУ без соответствующих бумаг по ст. 12.5 КоАП РФ положен штраф в размере 500 руб. Ч. 2 этой статьи предусматривает наказание за использование неисправного фаркопа. Размер штрафа также составляет 500 руб.
При повторном нарушении водителю придется уплатить уже 5 тыс. руб. Если должные меры им все равно приняты не будут, в дальнейшем инспектор может изъять автомашину и отправить ее на штраф-стоянку.
В настоящее время рассматривается законопроект о предоставлении ГИБДД полномочий наказывать за подобные нарушения приостановкой действия диагностической карты.
Какая установка фаркопа не требует регистрации
ТР ТС 018/2011 разрешает эксплуатацию без регистрации только тех приспособлений, узлов и агрегатов, что соответствуют условиям:
- Возможность их установки конструктивно предусмотрена изготовителем автомобиля и сведения об этом приведены в руководстве по эксплуатации.
- Изделие успешно прошло все необходимые испытания и тем самым подтвердило свое соответствие требованиям безопасности, что засвидетельствовано выданным уполномоченным государственным органом сертификатом установленного образца.
- Фаркоп разработан специально для данной модели автомобиля и его конструкция одобрена автопроизводителем.
Фаркопы в первую очередь подвергают испытаниям на усталостную прочность, т.к. они подвержены знакопеременным нагрузкам.
Полный перечень требований и описание методики испытаний приведены в следующих документах:
- ОСТ 37.001.096-84;
- ГОСТ 28248-89;
- ГОСТ Р 41.55-2005.
Сертификат соответствия зарубежным стандартам, например, DIN или ISO, не имеет юридической силы на территории Российской Федерации и других стран Таможенного Союза, даже если изделие выпущено производителем с мировым именем. Тот должен дополнительно получить сертификат отечественного образца, если ему нужен доступ на рынок РФ.
Как узаконить фаркоп
Если водитель выбрал ТСУ, не входящее в число одобренных автопроизводителем для данной модели машины, либо установка фаркопа в ней вообще не предусмотрена, требуется регистрация. Подготовьте следующее:
- удостоверение личности;
- бумаги на автомобиль: ПТС (двустороннюю копию) и свидетельство о регистрации;
- документы на фаркоп: техпаспорт и копии сертификата соответствия российским стандартам.
Этот перечень приведен в ч. 16 Административного регламента МВД РФ по внесению изменений в конструкцию ТС.
Далее следуют такие этапы:
- Предварительная экспертиза. Сертифицированная лаборатория проверяет возможность установки фаркопа на данный автомобиль. По результатам исследования оформляют экспертное заключение.
- Подача заявки в отдел технадзора ГИБДД с приложением всех документов и заключения экспертов. Инспектор осматривает автомобиль и при отсутствии возражений ставит на заявлении положительную резолюцию.
- Монтаж фаркопа. Установку осуществляет автосервис с лицензией на проведение такого рода работ. При подаче заявки помимо перечисленных выше документов нужно предъявить заключение экспертов и заявление в ГИБДД положительной резолюцией инспектора.
После монтажа автосервис должен выдать:
- договор на оказание услуг;
- акт выполненных работ;
- декларацию с перечнем проведенных мероприятий;
- квитанцию об оплате услуги;
- копию лицензии авторемонтного предприятия.
После этого автомобиль направляется на:
- Техосмотр в пункте технического освидетельствования. По его завершении нужно получить диагностическую карту.
- Повторную экспертизу. Проходят в той же сертифицированной лаборатории с целью проверить автомобиль с фаркопом на соответствие требованиям безопасности.
Далее автовладелец обращается со всеми документами в отдел технадзора ГИБДД.
Инспектор производит следующие действия:
- осматривает машину;
- ставит в ПТС отметку об установке ТСУ;
- выдает свидетельство о соответствии конструкции автомобиля требованиям в части безопасности движения (ССКТС).
Теперь никаких претензий сотрудники ГИБДД предъявлять водителю не будут.
Регистрация фаркопа в ГИБДД в 2022 году: документы, процедура
Генеральный директор «Центра юридического сопровождения». Судебный стаж по различным спорам: 13 лет. Образование: АИЭ (ф) СПбАУЭ.
Здравствуй, дорогой читатель! В текущем материале мы разберем, как производится регистрация фаркопа в ГИБДД в 2022 годах.
Всегда ли нужно получать разрешение, какие документы подготовить и в какие сроки их подать? В каком порядке производится оформление? Все эти вопросы рассмотрим поступательно.
Законодательное обоснование
Регистрация фаркопа в ГИБДД – обязательное условие в 2022 году. Законом предусмотрено, что любое переоснащение, изменение конструкции автомобиля, должно быть согласовано в контролирующем органе. Соответствующее требование подтверждается Правительственным постановлением № 413, что от 06.04.2019 года.
Если фаркоп не предусмотрен заводской конструкцией авто, то самовольная его установка станет нарушением. Во избежание наказания за незаконное переоснащение автомобиля нужно получить соответствующее разрешение, а потом после установки оформить приспособление.
Внимание! Процедура регистрации фаркопа в ГИБДД платная, в 2022 гг. ее стоимость составляет 800 руб.
Всегда ли нужно получать разрешение
Получить разрешение на фаркоп – значит получить свидетельство, в которое внесены новые данные о реконструкции автомобиля.
Фаркоп – тяговое приспособление, которое установлено на авто на заводе производителя, в ходе эксплуатации авто.
Обязательно ли согласовывать установку оборудования для фиксации прицепа зависит от имеющихся на руках документов. Заводской конструкцией предусмотрена установка фаркопа, значит можно устанавливать и использовать. Никаких разрешений не потребуется.
Случаи, когда не нужно регистрировать фаркоп после его установки:
- Предусмотрены конструкционные изменения для всей серии автомобилей на заводе производителе.
- Фаркоп установлен, как дополнительное оборудование, при этом соблюдены следующие условия:
- возможность использование приспособления предусмотрена изначально, подтверждена руководством об эксплуатации с завода;
- на тяговую систему имеется документация, которая подтверждает возможность использования его на конкретной модели ТС;
- установка производилась строго по инструкции, без значимых изменений в конструкции.
Регистрационная процедура
Просто прийти, оплатить стоимость услуги и получить разрешение на установку не получится. Требуется соблюдение определенных шагов, являющихся частью регистрационной процедуры. Основные этапы:
- Обращение в лабораторию, которая проводит исследования на предмет возможности установления в транспортном средстве нового оборудования. Выбирать нужно аккредитованную компанию, у которой есть лицензия на выдачу экспертных заключений.
- Получение соответствующего экспертного заключения, в котором говорится об отсутствии противопоказаний для применения нового элемента в конструкции ТС.
- Обращение в ГИБДД с заявлением и экспертным заключением.
- Выдача разрешения контролирующим органом. Предусмотрен трехдневный срок для обработки обращения заявителя.
- Фактическая установка приспособления на авто.
- Повторное обращение в лабораторию, для проверки правильности установки.
- Получение протокола проверки в лицензированной компании.
- ТО.
- Уплата госпошлины в размере 800 рублей.
- Выдача сотрудником ГИБДД свидетельства, который подтверждает возможность законного использования системы на конкретном ТС.
- Внесение данных об изменении конструкции авто в свидетельство.
Трудностей с получением экспертного заключения о возможности установки тяговой системы, как правило, не возникает. Связано это с тем, что использование данного приспособления не является операцией, способной усложнить использование авто. Такое переоснащение абсолютно безопасно.
Документы, которые нужно подать в МРЭО для получения разрешения
- сертификат соответствия на устройство;
- ПТС +СТС;
- регистрационное свидетельство на авто;
- заключение эксперта о технической готовности авто к переоснащению;
- эксплуатационные документы на авто.
На заметку! О то, что заявление автовладельца одобрено инспектором, свидетельствует подпись сотрудника ГИБДД в верхней части заявления с визой «Разрешено».
Документы, на основании которых вносятся изменения в свидетельство
- сертификационные документы;
- результаты экспертизы;
- квитанция о погашении госпошлины;
- диагностическая карта;
- СТС + ПТС;
- заявление, ранее одобренное;
- протокол технической экспертизы;
- паспорт собственника.
Фаркоп установлен без разрешения, как поступить
Ситуаций, в которых новые приспособления используются для переоснащения авто без соблюдения стандартной процедуры, не редкость. При использовании тяговой конструкции для прицепа возникает необходимость получения разрешения на нее.
Зачастую производитель предусматривает возможность оснащения конкретной модели авто фаркопом. Тогда можно обратиться к нему за документами. Но чаще имеют место случаи, когда в конструкции машины, такого приспособления не предусмотрено в принципе. Как быть в этой ситуации?
Вариантов поведения в такой ситуации несколько:
- Регистрация по новым правилам.
- Демонтаж приспособления.
- Смена машины на новое, уже приспособленное к установке ТС.
Для справки! На 99 % моделей транспортных средств, эксплуатация фаркопа разрешена производителем, что избавляет собственников таких автомобилей от необходимости оформления специального разрешения.
Популярные вопросы
Вопрос: Машина на гарантии, значит фаркоп можно устанавливать только у официального представителя?
Ответ: Не обязательно. Установку может производить любая другая компания, которая имеет соответствующие разрешения. Нужно проверить, чтоб у исполнителя был сертификат, который подтверждает выполнение регламента, ГОСТА при работе. В таком случае гарантия официального дилера сохраняется.
Вопрос: Сколько по времени длится экспертиза в ГИБДД при переоснащении авто?
Ответ: В ГИБДД экспертизу не проводят, услугу можно заказать в специализированной компании. Контролирующий орган лишь проверяет предоставленные документы, на их основании вносятся изменения в свидетельство.
Заключение
В текущей статье при разборе вопроса нужна ли регистрация фаркопа мы определились, что в ГИБДД получать разрешение нужно не всегда. Если завод изготовитель изначально предусматривает возможность использования приспособления, вносит серийные изменения позже, то получать разрешение контролирующей инстанции не обязательно.
Легализация установки фаркопа на автомобиль ???? avtoshark.com
С 2015 года вступил в силу «Технический регламент ТР/ТС 018/2011», который обязывает автовладельцев легализовывать монтаж фаркопа.
Элемент, применяемый для эксплуатации (перемещения) грузовых и легковых прицепов (ТСУ), монтированный на авто, считается внесением изменений в модификацию.
Владельцев ТС интересует, как зарегистрировать фаркоп на легковую машину в ГИБДД и когда требуется пройти официальное оформление.
Технический регламент
На какие машины можно ставить фаркоп
Перед тем как зарегистрировать фаркоп на легковую машину в ГИБДД, необходимо узнать, возможен ли монтаж сцепного узла на конкретный автомобиль. Выяснить это можно в документации на машину, просмотрев нагрузочную таблицу. Она размещена в подкапотном пространстве либо на стойке ТС. В строке «Максимальная допустимая масса автопоезда» указана возможность перемещения прицепа.
Закон о фаркопах для легковых автомобилей в 2021 году
Технический регламент Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» — закон, которым регулируется монтаж сцепного узла на легковые ТС. Необходимость в узаконивании ТСУ зависит от технических характеристик машины.
Если в документации, поставляемой с авто, указано, что на ТС тяговое устройство монтировали на заводе, то дополнительного оформления элемента не понадобится. В случаях, когда при производстве не предусмотрели наличие ТСУ, а автовладелец монтировал покупной или самодельный крюк, регистрировать фаркоп на легковом автомобиле в ГИБДД надо.
Кроме того, не требуется регистрация фаркопа, если он:
- совместим с автомобилем (это подтверждает сертификат соответствия);
- официально приобретен у производителя или продавца (это подтверждают паспорт ТСУ и товарный чек или накладная);
- установлен в штатные места (это подтверждают акт выполненных работ и отметка в паспорте ТСУ).
Ведь в этом случае на машину установлено ТСУ, предназначенное именно для этой модели, причем, установлено штатно, как это предусмотрено производителем, а значит, никакого внесения изменений в конструкцию машины, не было.
С 1 июля 2020 года, согласно требованиям ГОСТ 33670 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия», перед тем, как узаконить тюнинг в ГИБДД, машину необходимо будет предъявить для осмотра в аккредитованную организацию для проведения лабораторных испытаний.
Ранее было достаточно отправить эксперту фотографии части ТС, в которую внесены изменения. На основании снимков выдавали заключение о том, качественно ли проделана работа. По запросу клиента эксперт мог сам приехать к месту стоянки авто и провести оценку.
С 1 июля правила изменились. Владелец автомобиля должен самостоятельно пригнать машину на экспертизу. При этом после внесения изменений передвигаться на ней нельзя: это является нарушением ПДД.
Поэтому для проведения обязательной оценки прибегают к использованию эвакуатора.
Как оформить разрешение на фаркоп на легковой автомобиль
Оформить установку фаркопа на легковой автомобиль будет проще, если приобрести фирменный крюк. Такой элемент сопровождается необходимой документацией о соответствии, что облегчает регистрацию.
При отсутствии заводского фаркопа необходимо снимать бампер и модифицировать конструкцию багажной части кузова, чтобы установить крюк. Подобные манипуляции считают модификацией автомобиля, поэтому регистрировать фаркоп на легковом автомобиле надо. В противном случае автовладельцу грозит штраф.
Поставить подержанное ТС на учет без оформления ТСУ также невозможно.
Документы для оформления фаркопа
После того как в ГИБДД разрешат установку дополнительного элемента, можно обратиться в автосервис или провести монтаж самостоятельно. В последующем потребуется еще одно посещение ГИБДД, при котором вас попросят предоставить пакет документов:
- диагностическая карта;
- сертификат качества ТСУ;
- договор о приобретении автоприцепа;
- документы из сервисного центра;
- заключение экспертизы;
- заявление с просьбой о регистрации.
Заключение экспертизы и диагностическую карту можно получить в легальном сервисном центре, который имеет лицензию. Владелец авто также должен предоставить сотрудникам регистрационного отдела техпаспорта на прицеп и машину. Если договора о приобретении нового крюка нет, документ можно заменить гарантийным чеком или квитанцией о покупке.
Цену за оформление фаркопа на легковой автомобиль и список требуемых документов лучше уточнить в ближайшем отделении ГИБДД В каждом регионе могут действовать свои правила. Чтобы узаконить фаркоп на легковом автомобиле, можно записаться в ГАИ через сайт Госуслуг.
Штраф
Не зная о том, что оформлять фаркоп в ГИБДД на легковой автомобиль нужно, водитель транспортного средства может быть оштрафован. Самодельный крюк, установленный на ТС, представляет угрозу другим участникам движения. Инспектор вправе выписать штраф за фаркоп на легковом автомобиле – 500 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП).
В редких случаях сотрудник ГАИ может отпустить нарушителя, если владелец ТС незамедлительно устранит крюк (снимет, легализует ТСУ).
Штраф предусмотрен и за неработающее сцепное устройство. Наказание по 2-й части той же статьи – 500 руб. При этом инспектор вправе отбуксировать транспортное средство на штрафстоянку или наложить запрет на передвижение до устранения нарушения.
Фаркоп на легковой автомобиль
Поэтому не рекомендуется экономить, поскольку цена за оформление фаркопа на легковой автомобиль гораздо меньше возможных последствий.
Установку сцепного узла можно провести бесплатно (своими руками) и затем зарегистрировать изменение. Для этого требуется соблюдение ряда правил:
- Устройство должно подходить для конкретной модели ТС.
- Монтаж стоит проводить по схеме, обозначенной в инструкции.
- Все снятые в процессе работы детали машины должны быть установлены обратно.
После самостоятельной установки необходимо пройти экспертизу и зарегистрировать фаркоп на легковой машине в ГИБДД.
Можно ли ездить с фаркопом без прицепа на легковом автомобиле
Автомобилисты, которые знают, что регистрировать фаркоп для легкового автомобиля нужно, задаются вопросом о возможности использовать ТС с установленным ТСУ без автоприцепа.
Даже если тягово-сцепное устройство смонтировано и узаконено по всем правилам, но используется без прицепа, возможно наступление ряда последствий.
При столкновении с транспортным средством, на котором установлен фаркоп, вероятность получения травм у водителя и пассажира сзади идущего авто возрастает. Столкновение с прицепом намного безопаснее.
Поэтому закон предусматривает это обстоятельство и запрещает езду без прицепа. Съемную часть ТСУ необходимо убирать.
Допускается движение без прицепа, если стоит сцепной шар, скрытый или имеющий складную конструкцию. Подобные модели устройства набирают популярность, поскольку позволяют быстро убрать выступающую деталь, не создавая опасных ситуаций для других участников движения.
Зарегистрировать фаркоп на легковую машину проблематично, поэтому многие автовладельцы, чьи ТС не оснащены элементом буксировки производителем, избегают установки крюка.
Нужно ли регистрировать фаркоп для легкового автомобиля в ГИБДД 2022?
Установка дополнительного оборудования на автомобиль в большинстве случаев влечет регистрацию таких изменений в ГИБДД. Фаркоп является тягово-сцепным устройством (ТСУ), при отсутствии которого невозможно эксплуатировать прицеп. Выясним, требуется ли регистрация фаркопа для легкового автомобиля в ГИБДД в 2022 году.
Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в 2022 году?
Существенным условием является наличие или отсутствие документов на фаркоп. От этого зависит, потребуется ли его регистрировать в автоинспекции. Тут может быть один из вариантов:
- Документы есть, тогда вносить изменения в свидетельство, выданное при регистрации автомобиля, не нужно. Такой вариант возможен при заводском монтаже фаркопа. В этом случае сведения о нем уже должны быть указаны в соответствующей документации на автомобильное средство.
- Документов нет, что влечет за собой действия по регистрации сцепного устройства в ГИБДД, установка которого уже рассматривается, как существенное изменение автомобильной конструкции.
Например, вы самостоятельно изготовили фаркоп и присоединили его к транспортному средству. Технической документацией на машину ТСУ не предусмотрено. Следовательно, потребуется его зарегистрировать.
Документы на фаркоп
Все автомобильные средства, эксплуатируемые на дорогах страны, а также установленное на них оборудование, должны соответствовать требованиям Технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011.
Согласно п. 77 раздела 4 гл. V Оценки соответствия, регистрация дополнительных компонентов автомобиля не требуется в следующих случаях:
- Монтаж фаркопа предусмотрен заводом изготовителем ТС, о чем в технической документации имеется соответствующая отметка.
- Дополнительное устройство предназначено для установки на машину, прошло проверку соответствия и имеет подтверждающие документы завода-изготовителя.
- Изменения конструкции автомобиля произведены серийно, т.е. при установке оборудования на заводе-изготовителе.
Исходя из требований указанного Регламента, автомобилист при эксплуатации машины с установленным фаркопом должен иметь в наличии следующие документы:
- техническую документацию на автомобиль (руководство по эксплуатации), где имеется отметка об установке дополнительного оборудования;
- документы на фаркоп подтверждающие, что его конструкцию можно установить на эту модель автомобиля;
- сертификат о соответствии фаркопа требованиям Технического регламента.
Наличие этих документов при себе не обязательно. Если инспектор ГИБДД все-таки оформит протокол, то собственник автомобиля сможет оспорить его при предъявлении необходимых подтверждающих бумаг.
Что делать, если отсутствуют документы на ТСУ?
Вопрос с получением перечисленных документов на фаркоп чаще всего решается запросом к заводу-изготовителю оборудования. Это можно сделать:
- обратившись к официальному представителю завода, находящегося на территории вашего населенного пункта;
- заполнив электронный запрос на официальном сайте изготовителя;
- направив заказное письмо с запросом в произвольной форме на адрес завода.
В ответ вы получите копии документов.
Если же фаркоп был изготовлен самостоятельно либо документы не удается восстановить, то придется его регистрировать в ГИБДД либо приобретать новый с необходимым пакетом бумаг. Рекомендуем перед покупкой тягово-сцепного устройства заполучить документы:
- подтверждающие соответствие модели автомобиля;
- требования Технического регламента.
Как оформить установленный фаркоп?
Если ТСУ требует регистрации в ГИБДД, то следует придерживаться следующего порядка действий:
- Предоставить в отделение госавтоинспекции заявление на проведение предварительной экспертизы конструкции машины, приложив следующие документы:
- ПТС на легковой автомобиль;
- свидетельство о регистрации автомобиля;
- документы на фаркоп, полученные при его покупке или их копии, направленные вам по запросу от завода-изготовителя.
- После предварительного рассмотрения заявления требуется техническая экспертиза с предъявлением документов о проведении проверки безопасности изменений в конструкцию автомобиля. Для ее прохождения потребуется представить:
- заявление от автовладельца с просьбой о регистрации внесенных в конструкцию изменений;
- договор покупки фаркопа (при наличии);
- сертификат качества на ТСУ;
- декларацию из мастерской, где был установлен фаркоп;
- экспертное заключение и диагностическую карту на автомобиль, выданные сервисным центром.
В случаях, когда фаркоп достался вместе с автомобилем, приобретенным на вторичном рынке, если устройство самодельное или получить копии документов не получается, следует до регистрации ТСУ отказаться от поездок. При отказе ГИБДД в регистрации установленного устройства лучше его демонтировать.
После регистрации фаркопа, осталось зарегистрировать прицеп. Читайте в подробной инструкции.
Что будет, если не оформить ТСУ? Штраф за фаркоп!
В большинстве случаев регистрация фаркопа не требуется. Но эксплуатация транспортного средства с конструктивными изменениями, требующими регистрации, налагает на автовладельца административный штраф в размере 500 рублей.
Нарушением считается:
- закрепленный подвижными соединениями не сертифицированный фаркоп,
- не согласованные изменения в конструкции автомобиля,
- установленный фаркоп без прицепа.
Нужна ли регистрация фаркопа
Каждый автолюбитель знает, что установка дополнительного оборудования на автомобиль может повлечь за собой регистрацию данных изменений.
Требования безопасности дорожного движения обязывают осуществлять проверку транспорта в случае внесения в него изменений и официально их оформлять.
Однако какое оборудование нужно регистрировать, а какое нет? И обязательна ли регистрация в ГИБДД фаркопа на легковой автомобиль в 2022 году, если возникла необходимость его установить? Для этого последовательно ответим на следующие вопросы.
Что является внесением изменений в конструкцию автомобиля
Когда нужно регистрировать изменения, а когда в этом нет необходимости, можно понять, если обратиться к Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» II.Определения.
Внесение изменений в конструкцию транспортного средства — исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.
ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
Каждый автомобиль представляет собой сложную взаимосвязь узлов и механизмов, которые разработаны производителем и предусмотрены для установки. Поэтому, если вы удаляете из конструкции вашего авто какую-либо предусмотренную деталь, устанавливаете не разрешенную документацией завода запчасть — это необходимо официально оформлять.
Следовательно, регистрация установки фаркопа в ГИБДД в 2022 году будет обязательной, если данное тягово-сцепное устройство (ТСУ) не предусмотрено технической документацией транспорта.
Документы на фаркоп легкового автомобиля
Какой комплект документов необходимо возить с собой в машине, если установленный на ваш ТС фаркоп не нуждается в регистрации?
- Паспорт на фаркоп (твердая копия паспорта всегда находится в коробке, в которой продается оборудование);
- обращаем внимание, что при утере паспорта его можно запросить у продавца ТСУ либо же скачать с интернета);
- заверенная копия сертификата соответствия на фаркоп с приложением. В приложении находится информация о марках автомобилей, на которые может быть установлен данное ТСУ;
- отметка в паспорте авто об установке ТСУ в сертифицированном центре;
- руководство по эксплуатации вашего автомобиля, где указана возможность установки фаркопа;
- квитанция об оплате и чек.
Если производитель авто не предусмотрел установку ТСУ на ваш автомобиль, процедура регистрации фаркопа будет следующей:
- Посетить ближайшее отделение ГИБДД с пакетом документов для предварительной экспертизы.
- Получить решение по экспертизе.
- Установить фаркоп в специализированном центре. Получить все необходимые документы.
- Провести техосмотр ТС и получить диагностическую карту.
- Пройти техническую экспертизу ТС в ГИБДД.
- Получить свидетельство, выданное на основании протокола технической экспертизы.
Что делать, если документов на ТСУ нет?
Обойтись без штрафа при отсутствии регистрации на фаркоп возможно в следующих случаях:
- Отсутствие нарушений ПДД в течение года, в этом случае инспектор может ограничиться предупреждением;
- эксплуатация съёмной модели ТСУ;
- если наличие прицепа предусмотрено изготовителем;
- используемый фаркоп сертифицирован для вашей машины.
Однако при эксплуатации незарегистрированного ТС с фаркопом сотрудник ГИБДД вправе выписать нарушителю штраф в размере 500 рублей либо 250 рублей при оплате штрафа в течение 20 дней с момента вынесения постановления.
Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!
Что делать, если планируется покупка фаркопа?
Если вы планируете купить фаркоп, тогда необходимо еще раз полностью прочитать паспорт вашего автомобиля.
- Если в руководстве по эксплуатации автомобиля указана возможность установки ТСУ и буксировки им прицепа, тогда производитель ТС не запрещает установку фаркопа на ваш автомобиль, соответственно это не будет являться изменением конструкции авто. В таком случае регистрировать ТСУ вам не придется. Положите в машину документы на фаркоп и показывайте их сотрудникам ГИБДД при необходимости.
- Если возможность установки фаркопа не указана в паспорте вашего автомобиля, тогда все изменения в конструкцию ТС, внесенные доукомплектацией авто ТСУ, должны быть зарегистрированы.
Необходимо найти фаркоп, который подходит именно под ваш автомобиль. Заранее запросить у продавца наличие всех необходимых документов. При отсутствии требуемых бумаг следует обратиться к другому поставщику.
Также необходимо найти специализированный центр, где специалисты установят ТСУ на ваше авто. Здесь вы также можете получить дополнительную информацию касательно регистрации фаркопа, если таковая потребуется, а также сопроводительных документов на ТСУ.
Что делать, если фаркоп уже установлен?
В данной ситуации может быть несколько вариантов:
- ТСУ установлен, но регистрация не пройдена. Если вы все-таки хотите ездить по дорогам спокойно, следует взять несколько отгулов на работе и пройти всю процедуру регистрации. При этом проверьте наличие у вас всего списка документов, приведенного выше.
- Вы покупаете б/у автомобиль уже с ТСУ. Заранее договоритесь с собственником, чтобы он вам передал весь пакет документов. В противном случае законопослушный сотрудник ГИБДД потребует демонтировать фаркоп перед регистрацией автомобиля.
- Вы покупаете новый автомобиль с фаркопом. Узнайте продавца сразу, насколько законна установка фаркопа на данную модель – это в дальнейшем может сильно облегчить вам жизнь.
Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!
Дата обновления: 21 октября 2020 г.
Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в 2022 году
Время чтения: 5 минут
Действующие требования к безопасности дорожного движения обязывают автовладельцев согласовывать с ГИБДД и регистрировать внесение изменений в конструкцию транспортного средства.
Это необходимая процедура при установке любого оборудования, не предусмотренного заводом-изготовителем. У автовладельцев часто возникает вопрос, какие устройства одобрены производителем машины.
Из этой статьи вы сможете узнать, нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в 2022 году при его установке на автомобиль.
Для чего нужен фаркоп
Фаркоп – это специальное тягово-сцепное приспособление, позволяющее эксплуатировать транспортное средство с прицепом. У легковых машин он представляет собой крюк с шаром на конце, монтированный под задним бампером. Именно на него цепляется дышло прицепа.
Установка тягово-сцепного приспособления позволяет существенно увеличить объём перевозимого груза за счёт прицепа или трейлера. Это устройство пользуется большой популярностью среди дачников, любителей активного отдыха и сельских жителей.
Как установить фаркоп на свою машину
Установка фаркопа – ответственный процесс, требующий соблюдения нескольких обязательных условий:
- Транспортное средство должно быть приспособлено для буксировки прицепа.
- В конструкции автомобиля предусмотрены специальные места для монтажа тягово-сцепного оборудования.
- Имеется возможность установить тягово-сцепное оборудование на заднюю часть авто без внесения изменений в конструкцию как самого устройства, так и кузова транспортного средства. Данное требование может быть выполнено в случае, если фаркоп приспособлен для установки на машину вашей модели.
- Производитель предоставил сертификат и паспорт на изделие.
Установка может быть осуществлена самостоятельно или на специализированных СТО.
Можно ли обойтись без регистрации
Нужно ли регистрировать фаркоп, зависит от того, были ли внесены изменения в конструкцию автомобиля при монтаже оборудования. Согласно Техническому регламенту Таможенного союза 018/2011, п. 77, автомобили не подлежат проверке в таких случаях:
- При установке устройств и компонентов, предназначенных для данного вида транспортного средства, прошедших испытания в его составе и имеющих подтверждающие документы.
- Установка тех или иных устройств и компонентов предусмотрена производителем транспортного средства в соответствии с эксплуатационной документацией.
Согласно этому техническому регламенту при установке фаркопа на легковой автомобиль устройство можно не регистрировать при соблюдении следующих условий:
- Возможность установки тягово-сцепного устройства на автомобиль и его использование с прицепом указана в руководстве по эксплуатации. Большинство транспортных средств приспособлены для эксплуатации в таких условиях.
- На тягово-сцепное устройство производитель предоставил сертификат, подтверждающий его соответствие техническому регламенту, и паспорт изделия, в котором указано о возможности его установки на определённые модели транспортных средств.
- Устройство было установлено на транспортное средство согласно инструкции и без изменения конструкции ТС.
Любое несоблюдение данных условий считается внесением изменений в конструкцию ТС, поэтому дальнейшая эксплуатация автомобиля возможна только после регистрации в ГИБДД.
Что подразумевается под внесением изменений в конструкцию машины
Каждый завод-производитель автомобилей должен в эксплуатационной документации указывать перечень устройств и компонентов, которые можно устанавливать на ту или иную модель ТС. Это обязательная процедура, без неё автомобиль не сможет получить сертификат соответствия.
Установка разрешённых изготовителем транспортного средства устройств и компонентов по закону не является внесением изменений в конструкцию машины и не подлежит обязательной регистрации в ГИБДД.
Монтаж любого другого оборудования, не предусмотренного производителем, должен быть согласован с Госавтоинспекцией.
Необходимые документы для регистрации изменений конструкции
Оформление тягово-сцепного устройства в ГИБДД, при установке которого были допущены изменения в конструкции машины, осуществляется при предоставлении:
- заявления собственника автомобиля;
- паспорта заявителя;
- ПТС (если он не электронный) и СТС автомобиля;
- квитанции об оплате госпошлины за внесение записи в ПТС (350 рублей).
Заявление на регистрацию
Для оформления фаркопа используется типовой бланк заявления на регистрацию ТС, который можно получить в любом МРЭО ГИБДД или самостоятельно скачать в разделе “Автовладельцам” на официальном сайте ведомства. При заполнении необходимо указать наименование инспекции, в которую вы намерены обратиться, свои Ф.И.О. и подчеркнуть пункт «Внести изменения в связи с изменением конструкции».
Затем следует указать информацию об автомобиле и свои данные – Ф.И.О. полностью, паспортные сведения и адрес регистрации.
Графу «Вносимые изменения в конструкцию» заполняет сотрудник ГИБДД.
Порядок регистрации
Вопрос, как зарегистрировать тягово-сцепное устройство в ГИБДД, возникает при следующих обстоятельствах:
- у вас не сохранились сертификат и паспорт устройства, а получить их дубликаты у производителя не представляется возможным;
- производитель в эксплуатационной документации не указал возможность использования автомобиля с прицепом;
- во время монтажа были допущены изменения в конструкции машины.
Чтобы оформить фаркоп в ГАИ, нужно обратиться в ближайшее подразделение ведомства с документами на автомобиль и подать заявление на регистрацию. После сдачи необходимых бумаг процедура регистрации будет осуществляться в следующем порядке:
- Предварительный осмотр фаркопа и автомобиля сотрудником ГИБДД.
- Автовладелец направляется в специализированную организацию для сертификации устройства и получения диагностической карты.
- Вместе с полученными документами необходимо вернуться в ГИБДД, где должны сделать запись в ПТС и СТС о внесённых изменениях в конструкцию автомобиля.
Получение сертификата
Для регистрации в ГИБДД фаркопа необходимо получить сертификат ТР ТС, который является официальным подтверждением, что изделие соответствует всем требованиям и нормам, действующими на территории Таможенного союза.
Получить документ можно в специализированных центрах сертификации, которые есть почти в каждом регионе в крупных городах. Свои услуги они хорошо рекламируют, поэтому с поиском ближайшего к вам центра трудностей не возникнет.
Сертификационные центры могут называться по-разному, но обычно в наименовании организации встречается слово «стандарт». Например, ПромТехСтандарт или Росстандарт. Стоимость услуги зависит от выбранного учреждения.
Административная ответственность за фаркоп без документов
Если вы всё ещё сомневаетесь в том, надо ли оформлять тягово-сцепное устройство, учтите, что каждая ваша встреча с инспектором может заканчиваться составлением административного протокола. В случае выявления тягово-сцепного приспособления, установленного на машину без сертификата, сотрудники ГИБДД вправе наложить штраф в размере 500 рублей, руководствуясь статьёй 12.5 КоАП РФ.
Как избежать штрафа
Чтобы избежать претензий инспектора ГИБДД и составления административного протокола, следует всегда возить с собой сертификат и паспорт на фаркоп.
А если вы документы забыли дома и получили за это взыскание, в течение 10 суток с момента вынесения постановления об административном правонарушении сможете его оспорить, предоставив в Госавтоинспекцию необходимые бумаги.
Достаточно подать официальную жалобу в подразделение ГИБДД, сотрудник которого составил протокол. Её можно лично вручить секретарю инспекции, отправить заказным письмом или воспользоваться формой обратной связи на официальном сайте ведомства.
Продажа автомобиля с фаркопом
Если тягово-сцепное устройство установлено на транспортное средство с соблюдением всех действующих правил, при его продаже у покупателя не будет проблем с перерегистрацией автомобиля в ГИБДД. Вместе с ПТС ему обязательно следует передать сертификат и паспорт на фаркоп, в противном случае у инспектора Госавтоинспекции возникнут вопросы во время осмотра машины перед переоформлением.
Если вы приобретаете подержанную машину с тягово-сцепным устройством, требуйте у продавца соответствующие документы.
При их отсутствии, узнайте модель оборудования и наименование изготовителя, с которым можно в дальнейшем связаться и попросить прислать копии сертификата и паспорта изделия, объяснив причину своего запроса.
В случае провала этой затеи придётся снять фаркоп перед перерегистрацией транспортного средства в ГИБДД, поскольку данную процедуру надо пройти в течение 10 дней с момента покупки. Затем можно приобрести новое тягово-сцепное устройство со всеми необходимыми документами.
Регистрация прицепа
Прицеп не является частью автомобиля, даже если не может эксплуатироваться отдельно от него. Это отдельное транспортное средство, для использования которого по дорогам общего пользования требуется регистрация в ГИБДД с выдачей госномера. Более того, эксплуатация автомобиля с прицепом должна быть указана в полисе ОСАГО.
Читайте больше о том, как поставить на учет прицеп.
Заключение
Фаркоп – полезное устройство, позволяющее увеличить объём и габариты перевозимого груза. К его установке следует подойти ответственно. Лучше всего приобрести это приспособление уже с сертификатом и паспортом, удостоверившись в его пригодности для установки на вашу машину. Это позволит избежать существенных затрат при самостоятельной сертификации и регистрации в ГИБДД.